OKTOGO — падение орла и сокола? Возможна ликвидация? Жертва глобализации?

609просмотров

1

  Вот уже несколько дней интернет пестрит различными спекуляциями на тему возможного закрытия сервиса oktogo. Слухи и сплетни до официального заявления компании можно почитать на других информационных ресурсах, я же хочу сделать краткий обзор рынка на этом основании и разобраться в предпосылках возможного банкротства.

С чего все началось?

Все началось очень красиво, после своего основания в 2010 году компания привлекла около 20 млн долларов (было несколько раундов финансирования, в том числе и в 2016м) на развитие сервиса он-лайн бронирования и засучив рукава начала реализовывать модель booking.com. Приблизительно одновременно начал свой путь и небезизвестный сервис ostrovok.ru с аналогичным порядком цифр на инвестирование.
Очевидная цель сервисов была подавить начинающуюся экспансию Букинга в локальном, отечественном рынке. Но, как известно, что копия всегда хуже оригинала! Компания не могла конкурировать с монстром онлайн бронирования, коем он был уже тогда, ни по рекламным бюджетам (по неподтвержденным разведданным в среднем за один месяц в 2012 году букинг тратил на контекстную рекламу около 1 млн. долларов только на Санкт-Петербург), ни по вхождению в мировой рынок (букинг открывал представительства практически во всех крупных городах ЕС и РФ для подключения отелей к своей системе). Oktogo же пользовался базой отелей Экспедии, что существенно, в разы снижало комиссию нашего героя. Для сравнения, букинг может получать до 40% комиссии с каждой брони, Октого же мог рассчитывать максимум на 10%, при бронировании через Экспедию и больший % при бронировании напрямую. Опять же, совершенно не развивался сегмент B2B! Практически сразу отельеры в большинстве своем заметили, что oktogo по количеству бронирований намного уступает Островку и даже рядом не стоит с Букингом, но все ждали улучшений позиций. Дальше очевидным просчетом была сама система движения денежных средств, ведь в отличии от букинга, который получает только свою комиссию и не может быть должником отеля, Октого принимал средства за бронирование на свои счета, а потом по результатам сверки отправлял деньги отелям за вычетом своей комисии.

Симптомы:

  • когда Букинг уже вышел на полноценную монетезацию, Октого получает очередной кредит в 2016 году;
  • задолженности и задержки оплат гостиницам начались еще в 2015;
  • задержки выплат заработных плат сотрудникам компании;
  • «нет дыма без огня», слухи дошли до критической точки и выплеснулись на просторы интернета;
  • изначальные ошибки в моделе монетизации сервиса;
  • скудные рекламные бюджеты по сравнение с расходами на разработку.

Наиболее вероятный возможный исход сегодняшнего ажиотажа вокруг слухов о ликвидации компании станет ее ликвидация или банкротство, потому что с долгами компанию никто ликвидировать не даст. В итоге инвесторы потеряют свои деньги, отели не получат свои… Еще остается вариант покупки обедневшей компании каким нить средним туристическим игроком, но стоимость будет формироваться из задолженностей нашего героя и программно-технического комплекса по бронированию, однако сложно предположить кредиторскую задолженность бронировщика, но боюсь она исчисляется десятками миллионов рублей, что уничтожает всякую возможность извлеч прибыль инвесторам даже после продажи сервиса.



Похожие материалы

Комментарии 0