- Категория: Новости гостиничного бизнеса
- Комментарии: 0
- Дата: 2017-01-25
OKTOGO — падение орла и сокола? Возможна ликвидация? Жертва глобализации?
Вот уже несколько дней интернет пестрит различными спекуляциями на тему возможного закрытия сервиса oktogo. Слухи и сплетни до официального заявления компании можно почитать на других информационных ресурсах, я же хочу сделать краткий обзор рынка на этом основании и разобраться в предпосылках возможного банкротства.
С чего все началось?
Все началось очень красиво, после своего основания в 2010 году компания привлекла около 20 млн долларов (было несколько раундов финансирования, в том числе и в 2016м) на развитие сервиса он-лайн бронирования и засучив рукава начала реализовывать модель booking.com. Приблизительно одновременно начал свой путь и небезизвестный сервис ostrovok.ru с аналогичным порядком цифр на инвестирование.
Очевидная цель сервисов была подавить начинающуюся экспансию Букинга в локальном, отечественном рынке. Но, как известно, что копия всегда хуже оригинала! Компания не могла конкурировать с монстром онлайн бронирования, коем он был уже тогда, ни по рекламным бюджетам (по неподтвержденным разведданным в среднем за один месяц в 2012 году букинг тратил на контекстную рекламу около 1 млн. долларов только на Санкт-Петербург), ни по вхождению в мировой рынок (букинг открывал представительства практически во всех крупных городах ЕС и РФ для подключения отелей к своей системе). Oktogo же пользовался базой отелей Экспедии, что существенно, в разы снижало комиссию нашего героя. Для сравнения, букинг может получать до 40% комиссии с каждой брони, Октого же мог рассчитывать максимум на 10%, при бронировании через Экспедию и больший % при бронировании напрямую. Опять же, совершенно не развивался сегмент B2B! Практически сразу отельеры в большинстве своем заметили, что oktogo по количеству бронирований намного уступает Островку и даже рядом не стоит с Букингом, но все ждали улучшений позиций. Дальше очевидным просчетом была сама система движения денежных средств, ведь в отличии от букинга, который получает только свою комиссию и не может быть должником отеля, Октого принимал средства за бронирование на свои счета, а потом по результатам сверки отправлял деньги отелям за вычетом своей комисии.
Симптомы:
- когда Букинг уже вышел на полноценную монетезацию, Октого получает очередной кредит в 2016 году;
- задолженности и задержки оплат гостиницам начались еще в 2015;
- задержки выплат заработных плат сотрудникам компании;
- «нет дыма без огня», слухи дошли до критической точки и выплеснулись на просторы интернета;
- изначальные ошибки в моделе монетизации сервиса;
- скудные рекламные бюджеты по сравнение с расходами на разработку.
Наиболее вероятный возможный исход сегодняшнего ажиотажа вокруг слухов о ликвидации компании станет ее ликвидация или банкротство, потому что с долгами компанию никто ликвидировать не даст. В итоге инвесторы потеряют свои деньги, отели не получат свои… Еще остается вариант покупки обедневшей компании каким нить средним туристическим игроком, но стоимость будет формироваться из задолженностей нашего героя и программно-технического комплекса по бронированию, однако сложно предположить кредиторскую задолженность бронировщика, но боюсь она исчисляется десятками миллионов рублей, что уничтожает всякую возможность извлеч прибыль инвесторам даже после продажи сервиса.