- Автор: Арсеньев Алексей
- Категория: Обучение
- Комментарии: 0
- Дата: 2013-05-16
Персонал: Как укомплектовать штат гостиницы?
Именно поэтому я призываю крайне тщательно подходить к подбору сотрудников, к их обучению и мотивированию. Особое внимание следует уделить работникам службы ресепшен – ведь они в большинстве случаев единственные люди, с которыми ваш гость контактирует лично. А, значит, именно во многом благодаря им у гостя складывается определенное мнение об уровне сервиса в вашем отеле.
Но прежде чем переходить к деталям, и подробно говорить о функциях и обязанностях вашего персонала, давайте определимся с подразделениями, которые должны быть сформированы в нашем отеле. Напоминаю, что мы рассматриваем пример подбора персонала для небольшого мини-отеля. Но, тем не менее, штатное расписание вашей мини-гостиницы будет не сильно отличаться от штатного расписания крупной сетевой гостиницы.
Для начала давайте определимся, какие отделы нам будут необходимы для обеспечения бесперебойной и качественной работы нашего отеля.
• Служба приема и размещения
• Отдел бронирования
• Бухгалтерия
• Хозяйственный отдел
• Технический отдел
• Отдел кадров и управления персоналом
• Отдел маркетинга и рекламы
• Служба горничных
Вот необходимый минимум для грамотной работы нашего отеля. Но в работе мини-гостиниц есть свои нюансы. В связи с небольшими размерами номерного фонда один сотрудник может совмещать сразу несколько функций. Например, администратор стойки ресепшен вполне может убрать номер к заселению гостя (Такой метод совмещения обязанностей применяется в небольших гостиницах до пяти номеров). Или ваш старший администратор может вполне заниматься закупкой необходимых для отеля продуктов и хозяйственных товаров. Управляющий отелем может взять на себя функции маркетолога.
Такая практика часто применяется в мини-отелях, и вполне положительно зарекомендовала себя. Чем меньше ваш номерной фонд, тем меньше сотрудников необходимо.
В работе нашей сети гостиниц «Luxa» мы применяем немного другой метод формирования подразделений и служб и распределения должностных обязанностей.
Как я уже говорил, в управлении нашей компании находится восемь гостиниц. Но это вовсе не значит, что мы имеем в своем штате восемь бухгалтеров, восемь менеджеров по рекламе, восемь управляющих и т.д.
Вместо этого у нас построена единая система управления, где менеджеры старшего звена управляют всей сетью из главного офиса. Таким образом, централизовав систему управления, мы смогли упорядочить ведение наших дел и существенно снизили расходы. Помимо всего прочего, такая система управления помогает нам поддерживать единый имидж нашей сети и четко контролировать сотрудников, непосредственно работающих на местах.
Но давайте вернемся к стандартной схеме. Итак, у нас есть список подразделений, но теперь мы должны четко представлять себе, чем должна заниматься каждая служба и какие задачи будут перед ней стоять. Это поможет нам определиться с необходимым количеством сотрудников и поможет составить штатное расписание.
Рассмотрим эти задачи для каждого из подразделений.
Служба приема и размещения
Встреча, размещение гостя
Кассовый расчет
Контроль за уборкой номера и работой службы горничных
Обеспечение питанием гостей (завтраки)
Решение проблем и конфликтных ситуаций
Оказание дополнительных услуг гостям (заказ билетов, организация экскурсий, глажка и т.д.)
Устные справки и рекомендации гостям
Служба горничных
Ежедневная уборка
Смена постельного белья в установленные сроки
Подготовка номера к заселению
Поддержание чистоты в общих помещениях (или местах общего пользования)
Контроль комплектации номера
Отдел бронирования
Прием заявок (телефонные звонки, интернет, личные обращения)
Осуществление процедуры бронирования номеров и информационное сопровождение гостя
Информирование потенциальных клиентов об услугах
Визовая поддержка
Оформление доп. услуг (экскурсионное обслуживание, билеты и т.д.)
Контроль безналичных расчетов за проживание
Заключение договоров с партнерами и клиентами
Бухгалтерия
Бухгалтерский учет
Работа с банками, налоговыми и проч.
Начисление зарплат и премий
Хозяйственно-техническая служба
Оснащение хозтоварами
Обеспечение продуктами
Учет движения продуктов и хозтоваров
Оплата коммунальных услуг
Текущий ремонт в отеле
Контроль систем водоснабжения и электроснабжения
Оснащение необходимым оборудованием и контроль за его работой
Отдел кадров и управления персоналом
Подбор и обучение персонала
Управление персоналом гостиницы
Разработка системы мотивирования персонала
Адаптация персонала, организация обучения персонала
Оформление сотрудников на постоянную работу
Контроль за соблюдением стандартов обслуживания и за исполнением должностных обязанностей, контроль за дисциплиной
Отдел маркетинга и рекламы
Ценообразование
Продвижение гостиницы на рынке
Привлечение клиентов
Подготовка и проведение акций (рекламных компаний, скидок, специальных предложений и т.д.)
Реклама
Анализ рынка и принятие целесообразных решений для продвижения отеля
Как видите, это краткий перечень основных функций подразделений, которые должны быть в отеле. Но чтобы ваш сотрудник четко понимал, что от него требуется, вы должны продумать и составить технологические процессы для каждой из служб, или, проще говоря, инструкции. В этом документе вы прописываете все действия вашего сотрудника на рабочем месте. Этот документ подписывает сотрудник. В отличие от должностной инструкции здесь прописываются только обязанности сотрудника. Но делается это во всех мельчайших деталях. Подобная инструкция не только существенно облегчает процесс ознакомления со своими обязанностями нового сотрудника, но и служит шпаргалкой для остальных. При вступлении в должность новый сотрудник подписывает эти технологические карты, так же как и правила внутреннего трудового распорядка, обязуясь таким образом следовать правилам, установленным в компании.
Итак, теперь мы знаем, какие функции должны выполняться каждым из представленных подразделений. Теперь нам необходимо четко представлять себе вертикаль власти в вашем отеле. Для чего вам следует составить организационную структуру гостиничного предприятия. В гостиничном бизнесе более всего распространены следующие типы организационных структур
• Линейная — отражает движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы.
• Функциональная — управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
• Линейно-функциональная — всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (службы, отделы).
Составляя оргструктуру, заранее продумайте и просчитайте, функции каких служб смогут быть совмещены в вашем отеле, а какие необходимо выделить в отдельную структурную единицу. Самое главное, чем вы должны руководствоваться при составлении оргструктуры – это целью составить ее таким образом, чтобы все процессы по жизнеобеспечению вашего отеля контролировались и выполнялись круглосуточно.
Еще два немаловажных документа, которые вам необходимо составить – это штатное расписание и график работы.
Штатное расписание — это не только необходимый документ для вашей бухгалтерии, но и, несомненно, важный документ для краткого определения функций ваших сотрудников.
А график работы – это документ, регламентирующий время работы ваших сотрудников.
Похожие материалы
- Персонал: требования и обязанности
- Персонал: Как управлять?
- Персонал: как увольнять?
- Персонал: как обучать?
- Персонал: как нанимать?